Печать
Автор: Administrator   
07.09.2016 08:42

 Порт-Артурская икона Божией Матери

(Празднование 29 августа)

Божией милостию  икона написана с оригинала для Храма Святой блаженной Матроны Московской

(Находится в молельной комнате по адресу: г. Харьков, ул. Сумская, 90)

 

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЯВЛЕННЫЕ ПРИ СВЯТОМ ЦАРЕ-МУЧЕНИКЕ НИКОЛАЕ.

 

ПОРТ-АРТУРСКАЯ икона Божией Матери имеет удивительную  историю.

 

В декабре 1903 г. в Киево-Печерскую Лавру пришел седовласый старец-матрос из Бессарабской губернии - один из последних живых участников Севастопольской обороны. На груди его светил серебром Георгиевский крест. Воин плавал под начальством Нахимова, был тяжело ранен, чудом остался жив... И вот, во исполнение данного обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.

 

В одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках - белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя. Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и был обращен взор Владычицы, благословляющей его образом. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше на престоле славы восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч.

 

Потрясенный старик испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло.

 

 Лавре богомольцы рассказывали достаточно разных историй о «чудесах», и рассказ севастопольца вызвал настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили по всей России. В ночь на 26 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война.

 

Вспомнив о повелении Божией Матери, в Киеве начали сбор средств. Уже в первый день число жертвователей достигло нескольких сотен, и было решено - дабы соблюсти между жертвователями равенство, в дальнейшем принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде. Художник отказался от гонорара, и пожертвования были потрачены только на необходимые материалы.

 

Работа продолжалась около четырех недель, и почти все время возле художника пребывал ветеран-севастополец. Ночное видение он помнил на удивление точно, и такой же точности требовал от иконописца. Порою, не в силах объясниться, забирал у Штронды карандаш, и тот с изумлением видел, как натруженные скрюченные пальцы матроса обретали легкость, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры.

 

На Страстной Седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Верховского. Киевские граждане выражали надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур».

На Пасху образ был уже в доме адмирала.  Несколько дней его дом напоминал модный художественный салон: посмотреть икону заходили генералы, сенаторы, представители властей, старые коллеги по службе... Навестил адмиральскую квартиру и митрополит Петербургский Антоний. Верховский испросил благословения выставить икону («хотя бы на недельку») в Казанском соборе, но владыка напомнил, что законное место ее в Порт-Артуре, и что с исполнением Владычной воли следует поспешить. Адмирал ответил, что ради выигрыша 7-8 дней вряд ли стоит подвергать икону дорожным случайностям. (Последующие события показали, что судьбу иконы как раз и решили эти самые дни!)

 

31-го марта (в среду Светлой Седмицы) под Порт-Артуром вместе с флагманским броненосцем «Петропавловск» погиб командующий флотом адмирал Степан Осипович Макаров. Его смерть во многом предопределила развитие событий на морском театре военных действий и весь ход войны. тихоокеанцы переживали его гибель как личную катастрофу, а Государь Николай Александрович оставил среди каждодневных своих записей такую: «Целый день не мог опомниться от этого ужасного несчастья... Во всем да будет воля Божия, но мы должны просить о милости Господней к нам, грешным».

 

Если бы Верховский воспринял эту трагедию как некий грозный знак и поторопился с отправкой иконы!.. Но образ «Торжество Пресвятыя Богородицы» продолжал украшать адмиральскую квартиру; Верховский заказал его список, и на эту работу (ее прекрасно выполнили монахини Новодевичьего монастыря) ушло еще несколько дней.

 

На место погибшего Макарова заступал адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, отозванный с поста командующего Черноморским флотом. Приказ о назначении состоялся 1 апреля; 6-го Скрыдлов прибыл в столицу, и, пока длилась почти недельная череда полагавшихся по чину аудиенций, попечение над «Порт-Артурской» иконой приняла на себя вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Образ после краткого молебна в собственной Ее Величества резиденции (Аничков дворец) был доставлен в салон-вагон адмирала Скрыдлова. Николай Илларионович обещал, что лично внесет его в Порт-Артурский собор.

 

Адмиральский поезд отбыл 12-го числа. Но, к удивлению многих... снова в Севастополь! Там Скрыдлов пару дней потратил на передачу дел своему преемнику, еще день-другой устраивал по-дорожному семейство с багажом, и лишь 20-го тронулся в путь. Увы, сделал он это слишком поздно! Последний эшелон с боеприпасами прорвался в крепость 26 апреля, разгоняя на стрелках вышедших к полотну японских солдат, за три дня до того высадившихся на побережье. В результате Скрыдлов вместо Порт-Артура оказался во Владивостоке...

О том, что было дальше, пишет один из современников: «Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы»... 2-го августа (!?) 1904 г. была временно помещена во Владивостокском кафедральном соборе...» Икона была выставлена на поклонение 2 августа спустя почти 90 дней после прибытия во Владивосток. Видимо, за множеством забот Николай Илларионович попросту забыл о ней... Слухи о «сокрытии» командующим «Порт-Артурской» иконы блуждали по городу. Можно представить себе, сколь обострилось недовольство (особенно среди моряцких жен и матерей), когда три крейсера вышли в море на неравный бой с японской эскадрой 30 июля - и адмирал поспешил переложить ответственность на вдовствующую Императрицу - мол, Высочайших указаний не поступало... На телеграфный запрос был немедленно получен ответ Марии Федоровны, и образ перенесли из адмиральского дома в Успенский собор.

 

Едва ли когда соборные стены слышали столько искренних молений, сколько возносилось их перед образом «Торжества Богородицы» в те дни. «Перед иконою, - писал очевидец, - склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди... Морские и сухопутные чины, начиная с простого солдата и матроса и кончая адмиралом или генералом, повергались ниц пред этою иконою и в усердной молитве искали утешения, ободрения и помощи у Пресвятой Богородицы...»

 

6 августа, в праздник Преображения Господня, Преосвященный Евсевий, епископ Владивостокский в первый раз служил молебен «перед сею необычайною по своему происхождению иконою», предварив его такими словами: «И да не смущается сердце старца-воина, которому было видение, и всех, на средства и по усердию которых сооружена святая икона, что не попала она в Порт-Артур. Господь многомилостив и всесилен, и Его Пречистая Матерь может оказать помощь Артурцам и всем русским воинам, находясь Своим изображением и во Владивостоке, а мы, жители Владивостока, возрадуемся и возвеселимся, имея у себя сию святыню...».

 

Все это время Успенский кафедральный собор был переполнен народом. Очевидец писал: «Пред иконою «Торжество Богоматери» так же много было молящихся и плачущих, как и в начале августа, после возвращения из боя наших крейсеров... Часто можно слышать с укоризною произносимый вопрос: почему же до сих пор не отправили икону в Порт-Артур?.. Почему не нашелся до сих пор человек, готовый из-за любви к Родине и ее защитникам-героям взять на себя опасную, но вместе с тем высокую задачу - провезти в Порт-Артур икону Богоматери?..»

 

Такой человек нашелся. Им был Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, служивший по Дворцовому ведомству в должности делопроизводителя Императорской охоты. Возраст его был за пятьдесят, он страдал ревматизмом, ни о каких подвигах не мыслил, живя себе тихо в Гатчине - пока не прочел в газете, что икона «Торжество Богородицы» вот уже почти полгода пребывает во Владивостоке, и никто не может доставить ее по назначению...

 

Николай Николаевич, рассказав о своем намерении супруге, сел на поезд и вечером того же дня был в Кронштадте. Позднее он говорил, что на всем пути его странствий с ним случались «малые чудеса», а все сложные вопросы разрешались на удивление быстро, как бы сами собою. «Впрочем, - заключал он, - удивляться тут как раз и нечему. Ведь я прежде всех моих дел испросил благословение у Кронштадтского Пастыря, великого молитвенника земли русской...»

 

7 ноября Федоров прибыл во Владивосток. И в этот же день адмирал Скрыдлов получил из Копенгагена депешу вдовствующей Императрицы, которая дозволяла «вверить попечение над образом «Торжество Богородицы» г. Федорову».

 

О доставке иконы по суше через Маньчжурию нечего было и думать. Моряки советовали дождаться второго похода «Сунгари», но Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам. Нашлось и подходящее судно - норвежский пароход «Эрик». Команда - малайцы, капитан - британский подданный, груз имел адресацию в Шанхай, а время выхода в рейс было назначено на 22 ноября. «...Время до 22 числа, - писали «Епархиальные ведомости», - г. Федоров употребил на приготовление себя к великому и опасному предприятию: он говел, исповедовался и причастился Св. Тайн Христовых...»

 

Пароход ушел. С надеждой верующие люди России ждали известий, но их не было... 20 декабря 1904 г. Порт-Артур пал.

 

11 января во Владивосток пришел заказной пакет, отправленный из порта Чифу на следующий день после падения крепости, 21 декабря 1904. Федоров писал: «8 декабря приехал в Чифу. Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур, и 14 декабря в 9 часов вечера я сел в лодку, но проехал всего около 10 верст. Слабый попутный ветер переменился, подул сильнейший противный северный ветер... и мы вернулись при большом волнении в Чифу. 19 числа я намерен был опять выехать в 6 часов вечера, но к этому времени слабый попутный ветер совсем улегся, и пришедшие за мной китайцы заявили, что опять ехать нельзя. 20-го утром пришли 4 миноносца из Порт-Артура... Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается... Неисповедимы пути Божии. Попутный ветер - от Бога, и если я не попал в Порт-Артур, то ясно, что на это не было воли Божией».

 

Как сказал глава русской православной миссии в Корее архимандрит Павел - «Слава Богу, что нашелся на Руси человек, явивший ту христианскую доблесть и ту веру, в которых - увы! - многие из нас ныне ослабли... История «Торжества Пресвятой Богородицы»... явилась испытанием нашей общей веры, и самое происхождение ее в Киеве так же необычно, как и тот урок, который преподан нам с такою силою в Порт-Артуре...».

 

После падения крепости Федоров, рассудив, что икона должна быть среди сражающихся войск, перебрался в маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г., волею Божией и трудами многих людей, счастливо избегнув военных случайностей, вернулась во Владивосток...

 

Во Владивостокской епархии при Владыке Евсевии праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» отмечался 16/29 августа, совпадая с днем Спаса Нерукотворенного Образа. Написан был и тропарь (глас 1) в Ее честь: «Пречистая Богородице, на Небесах благословенная и на земли славословимая, радуйся Невесто Неневестная».

 

Историки отмечают, что Крымская (1853-56 гг.) и Русско-японская война (1904-05 гг.) имеют удивительное сходство, порою почти детальное. Обе велись на морских рубежах Империи, в обоих случаях центром и символом противоборства была защита приморских крепостей - Севастополя и Порт-Артура, в обеих войнах русские войска проявили массовый героизм, но, несмотря на это, они завершились подписанием унизительных для России мирных соглашений... Но между Севастополем и Порт-Артуром существовала еще и глубинная, невидимая связь, о которой светские историки предпочитают молчать...

 

С начала XIX века до начала XX -го Россия пережила три тяжелых оборонительных войны, ставших духовными вехами ее истории. Первая - Отечественная война 1812 г. В народе Наполеон именовался тогда не иначе, как «антихристом», а все слои общества (в том числе и самые высшие) воспринимали бедствие войны как суровое, но «належащее и праведное» наказание Божие. «Зачем это приходили к нам французы? - писал позже святитель Феофан Затворник. - Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее...»

 

Минуло 40 лет, и Россия снова пережила иноземное нашествие. Каковы же причины неудачного исхода Крымской войны? Только ли упоминаемые в советских учебниках «отсталость вооружения, отсутствие удобных путей сообщения, подготовленных и способных военачальников» и т.п.? Или же были еще и другие - невидимые, которые «материалистическое сознание» просто не в силах воспринять?

 

Об этом писал в дневнике осенью 1854 г. иеромонах Оптинской пустыни о. Евфимий (Трунов): «14 Сентября - день Воздвижения Честнаго Креста Господня был днем начала осады Севастополя. Не откровение ли это для внимательного?.. Не знаменует ли событие это, что Русь Святая уже недостойна именоваться этим именем, что благодать и сила Честнаго Креста Господня отступает от тех, кто поставлен быть вождями Русского народа, кто, принося клятву быть верным Вере и Царскому Престолу, первородство свое и верность продает за чечевичную похлебку низменного тщеславия и самолюбия?.. Но, благодарение Богу, тайники души простого народа еще не затронуты, или мало затронуты злом неверия и вольнодумства его руководителей - в этом временное спасение земли Русской, яко хранительницы чистой Христовой веры. Коснется этих тайников дух князя века сего, тогда чего ждать? Не грозного ли и Страшного Суда Господня?..»

Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами в Крыму князя Александра Сергеевича Меншикова матросы называли «Изменщиков», а люди осведомленные прямо утверждали, что «светлейший - вольтерьянец и старый масон». Участник обороны Севастополя П.Кислинский рассказывал после войны «Серафимову служке» Н.Мотовилову: «Как-то раз я был у светлейшего... Адъютант докладывает, что явился гонец от архиепископа Херсонского Иннокентия...

 

- Владыка прислал доложить вашей светлости, что он прибыл к Севастополю с Чудотворной иконой Касперовской Божией Матери и велел просить встретить ее как подобает, у врат Севастопольских. Владыка велел сказать: се Царица Небесная грядет спасти Севастополь.

 

- Что, что? Как ты сказал? Повтори!

 

- Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь!

 

- А! Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нея обойдемся!»

 

Спустя почти полвека грянула Русско-японская война. В.Н.Мальковский так писал в своем «Сказании об иконе «Торжество Пресвятыя Богородицы» (1906 г.): «Ужасная и небывалая по своим размерам война унесла десятки тысяч человеческих жизней, поглотила сотни миллионов народного достояния. Обрушившись так внезапно со всеми своими кровавыми ужасами, она явилась Божией карой за то неверие, за ту нравственную распущенность, которые царили в наших слоях общества».

После 1917 года Владивостокский собор был закрыт, позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно. Была ли она уничтожена? Или, в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей», обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Курской-Коренной», ушла за кордон с частями Белой армии? А может, подобно «Кипрской» в подмосковном селе Стромынь, тайно сберегается кем-то из верующих?..

 

Предположения длились, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 г. в Иерусалиме, в антикварном магазине Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Деньги заняли в русском Горненском женском монастыре, и икона была выкуплена. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних церковных связей Московского Патриархата.

 

6 мая 1998 г. Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «...предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» - какой явилась некогда старику-севастопольцу.

 

Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин сказал при ее встрече: «Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста...»

 

 Публикуется (в сокращении) по: http://www.pobeda.ru

 

Сохранение до нашего времени редчайших списков знаменитой иконы, прошедших тот же тернистый путь, как и вся гонимая в ХХ веке Русская Православная Церковь, является лучшим подтверждением их исключительности и святости. Священнослужители считают, что епархия или область России, где явлена икона, находится под особым покровительством Богородицы. Чем больше мы найдем дореволюционных, храмовых, намоленных Порт-Артурских образов в разных частях страны, тем больше регионов будут находиться под покровительством Богородицы, следовательно крепче, неделимее страна.

Кроме того, икона является одной из духовных нитей, связывающей братские православные народы России, Украины и Белоруссии.

 

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее
"Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской)

Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурской) совершается Православной Церковью 16/29 августа

 

Кондак 1

Избранней от всех родов Заступнице нашей и Царице, / покровом Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския, / благодарственная пения приносим Ти, раби Твои, Богородице. / Ты же яко Всемилостивая Владычице, / от всяких нас бед спаси и вечных мук свободи, да радующеся зовем Ти: Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Икос 1

Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя, помощницу православным людям, избавляющую нас от хинских нашествий, от глада и всяких напастей и житие наше устрояющее во всяком благочестии и чистоте. Темже и мы воспоминающе таковое о людях Твое благопромышление, со благодарением вопием Ти сице:

Радуйся, неприступнаго Божества селение;

Радуйся, непрестанное людей удивление.

Радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление;

Радуйся, ходатаице нашего спасения.

Радуйся, благодатное от нужд избавление;

Радуйся, несокрушимый щите воинов наших.

Радуйся, мечи и броня их неуязвимая;

Радуйся, врагов поражение и устрашение.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 2

Видяще Пресвятая Владычице, скорби сердечныя, муки душевныя и искреннее покаяние людей Твоих, благоволила еси явити икону Твою, в благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России. Мы же к ней припадающе с верою и сокрушенным сердцем, из глубины души вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный даровася инокам и богомольцем земли Киевския, наставити их соорудити икону Пресвятыя Богородицы, и нарещи ю "Порт-Артурской", хотя видети ю Дальнероссийскою Вратарницею и Соратницею христолюбивому воинству нашему. Темже со умилением вопием Тебе таковая:

Радуйся, от града Киева пришедшая к нам в заступление;

Радуйся, православней веры утверждение.

Радуйся, почитания святых икон освящение;

Радуйся, хинскаго зловерия обличение.

Радуйся, гордыни их низложение;

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.

Радуйся, демонские полки побеждающая;

Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 3

Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше в видении некоего человека и подвигни е к собиранию средств для написания Ея Пречистаго образа. И иже с верою дерзающе о Господе, приступи к труду и исполняя повеление Богородицы, обрете подаяния от великаго множества иноков и богомольцев. И помощию Богоматере, сооруди икону и воззва к Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея благоутробное промышление о людях Дальнероссийския земли, в видении явила волю Свою, Владычице: да приемлют икону Мою христолюбивии вои Порт-Артура и Тоя помощию одолеют злочестивых хинов! Темже и мы вопием:

Радуйся, молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, и на милость Его к нам приклоняющая;

Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешным открывающая.

Радуйся, гнев Божий предстательством Твоим от нас отводящая;

Радуйся, Державная Скоропомощнице, во дни тяжких испытаний спасающая.

Радуйся, Материнским покровом Твоим от несчастий нас сохраняющая;

Радуйся, от рова погибели безнадежных милосердием Твоим исхищающая.

Радуйся, от нашествия иноплеменных землю нашу сохраняющая;

Радуйся, всемилостивая услышательнице молений наших в скорби и обстояниях.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 4

Бурю смятений и брань врагами воздвигнутую в стране нашей утолити потщастеся благочестивыя людие града Киева, исполняя повеление Богоматере, не обинулися послати икону Твою в осажденную Квантунскую волость, яко щит и победное знамение над супостаты, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православные людие, яко икона Царицы Небесной, шествоваше через многие грады и веси и богомольцы в великом множестве стекахуся сретати и поклонятися Ей, в молитвах со слезами умиления испрошати стране нашей на враги одоление, от глада и пагубы избавление, мира умирение. Темже и мы вопием к Преблагословенней:

Радуйся, горняго мира украшение;

Радуйся, долъняго мира заступление.

Радуйся, Дщи благословенная Отца Небеснаго;

Радуйся, Сына Предвечнаго неискусомужняя Родительнице.

Радуйся, Божественныя благодати Подательнице;

Радуйся, телес наших безмездная Целительнице.

Радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице;

Радуйся, от вечныя смерти наша Свободительнице.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда явися, Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую от запад бо до восток обтекающая лучами чудес Твоих, осиявающая блуждающих во тьме неверия и к покаянию их приводящая, тьму недуг и скорбей отгоняющая и наставляющая на путь спасения всех с верою к Тебе прибегающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Во дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси, Владычице, велию милость обретением честныя иконы Твоея "Порт-Артурския", да вси с верою молящеся пред нею приимут здравие и душ спасение. Сего ради и мы, прославляя милосердие Твое неизреченное, усердно вопием Ти сице:

Радуйся, светило незаходимое, светом истиннаго богопознания нас просвещающее;

Радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Радуйся, неистощимый источниче святыни;

Радуйся, многотекущая реко Божественныя благостыни.

Радуйся, грехов наших очищение;

Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение.

Радуйся, добрые обеты приемлющая;

Радуйся, благим начинаниям способствующая.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, и несть града или страны идеже не совершашеся Тобою действо силы Божия: во избавление, спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла чудотворити, изливающи от них бездну милосердия и щедрот бедствующему человеческому роду. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси, от Истиннаго Солнца Правды, Дево Богоотроковице, Твоя святая икона "Порт-Артурская", достигшая града Владивостока и явися яко звезда пресветлая: просвещающая помраченныя очи и окамененныя сердца и влагающая разумение судеб Божиих христоименитым людям. Темже с ними и мы вопием:

Радуйся, яко о Тебе радуется ангельский собор;

Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род.

Радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя;

Радуйся, Радосте наша, услаждающая скорбныя сердца к Тебе отверстыя.

Радуйся, благая Заступнице, на помощь к нам ускоряющая;

Радуйся, залог спасительный нам в иконе Твоей даровавшая.

Радуйся, град Владивосток пришествием Своим от врагов сохранявшая;

Радуйся, перенесением иконы Твоея в Порт-Артур, победу России обещавшая.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 7

Хотя человек некий исполнити Волю Божию, и доставити в осажденную варварами крепость, икону Пресвятыя Богородицы "Порт-Артурскую", отправися в путь и достигши токмо града Дальняго, не обрете веры у воев наших в помощь Богоматери, и со слезами воззва к Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати человеческий род: огнем, мечем, гладом и болезньми, и сотвори в наказание поражение русских воев и полонение безбожными японцами иконы Твоея "Порт-Артурския". Сего ради, Владычице, припадаем и усердно молим Тя: не даждь нам до конца погибнути, но двери милосердия Твоего отверзи нам, вопиющим:

Радуйся, Спасителя мира рождшая;

Радуйся, спасения нашего главизна.

Радуйся, Мати Божия, обреченная на страдание;

Радуйся, Мати милосердия, отъемлющая всякую слезу от люте страждующих.

Радуйся, слезы умиления нам подающая;

Радуйся, от страстей нас избавляющая.

Радуйся, погибающих грешников спасающая;

Радуйся, Царице небеси и земли, молитвы раб Своих приемлющая.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 8

Странни и пришельцы есмы на земли сей, житие наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем Судищи Христове, в нем же имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком деле же и слове. Темже молим Тя, Владычице, возбуди ны от сна греховнаго, да сподобимся Твоим ходатайством получить прощение грехов и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бывше горе, к небесным взята и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, святым Твоим предстательством и имаши велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти:

Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая;

Радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего взирати нас научающая.

Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая;

Радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердца нашего искореняющая.

Радуйся, славы человечи, аки тени преходящия искати нам возбраняющая;

Радуйся, яко сладчайшее Имя Господа Иисуса Христа усты непрестанно произносити и в уме держати нас побуждаеши.

Радуйся, яко от празднословия, многоглаголания, паче же от кощунства нас удерживаеши;

Радуйся, яко Твое за нас ходатайство сильно есть пред Богом, еже не вверженными быти нам во тьму кромешную.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому делу Твоего милосердия, Господи, егда во дни гневнаго посещения Своего, не хотя дати погибнути до конца православней России, дарова державную Заступницу народу православному, невидимо сопребывающу и слышащу Тебе поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудрии, непросвещеннии светом истиннаго богопознания поклонишася златому тельцу. Сего ради гневное Божие посещение всему миру зряще, мы же грешнии смиренно молим Тя, Владычице, умилостиви Создателя, преложити гнев Свой праведный на милость и помиловати нас вопиющих:

Радуйся, Твоея помощи и заступления никогдаже нас лишаеши;

Радуйся, ум наш, помраченный небрежением, светлым Твоим покровом озаряеши.

Радуйся, душевныя наши раны спасительным елеем умащаеши;

Радуйся, из рова беззаконий наших рукою Твоея помощи исхищаеши.

Радуйся, греховный сон душевныя нашея лености отрясаеши;

Радуйся, душевное умиление и сердечное сокрушение в нас рождаеши.

Радуйся, к покаянию и исправлению нас возбуждаеши;

Радуйся, яко всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 10

Спасти хотя люди Дальнероссийския земли погибающих во тьме неверия, Пресвятая Богородице, в путь управи некия иноки во Святый Град поклонения ради Иерусалимских святынь и тамо на Крестнем Пути, у места реченнаго Лифостратон, благоволила явити милость Свою обретением честныя иконы Твоея "Порт-Артурской", темже и мы с ними радостно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Не благоволила еси икону Твою, Владычице, прежде возвратати в пределы земли Дальнероссийския, но утешила сестры обители Горненския Своим посещением и в ней пребывше три месяцы, якоже первее у сродницы Своей Елисаветы, и ныне обновлением иконы Своея воистину показа, Богородице, стену милосердия и щедрот христолюбивым людям неложно обещав покров Своея благости в воссоздании Российския страны, да врата адова не одолеют Православныя Церкве Христовы. Сего ради припадаем к вновь обретенной иконе Твоей "Порт-Артурской" и радостно вопием Ти сице:

Радуйся, Российския страны покрове и ограждение;

Радуйся, Дальнероссийския земли забрало и похваление.

Радуйся, православныя Церкве столп и утверждение;

Радуйся, всякия святыни защито и поклонение.

Радуйся, сущих в пленении освобождение;

Радуйся, за правду гонимых дерзновение.

Радуйся, за веру страдавших терпение;

Радуйся, от глада и болезней наше спасение.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 11

Пением хвалебным и благодарственным молением вновь сретают икону Твою, Владычице, "Порт-Артурскую", Святитель Божий, священницы, монаси и людие града Владивостока, яко зарю солнечную и непостыдную Надежду свою. И мы все упование на Тя возложивше, радостно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Святый Убрус Сына Своего, яко светообразный омофор невидимо простираеши над нашею землею, Владычице, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:

Радуйся, воистину в Солнце облеченная;

Радуйся, венцем от звезд увязенная.

Радуйся, рясны златыми преиспещренная;

Радуйся, красото неизреченная.

Радуйся, теплото солнца любезнейшая;

Радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.

Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая;

Радуйся, тьму неверия просвещающая.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 12

Икона Твоя благодати причастная, яко сокровище драгоценное Церкве Христовы от Тебе, Богородице, подадеся, в ней бо обещалася еси пребывати с нами до скончания века, рекши к первописанней иконе Твоей: с нею Моя благодать и сила! Веруем, Пречистая, яко не оскудеет глагол сей и во иконе Твоей "Порт-Артурской", на всяцем месте и зде с нами пребываеши, идеже верно поется Сыну Твоему и Богу хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, Владычице, и усердно припадаем к иконе Твоей "Порт-Артурской", с любовию лобызаем ю и яко присно сущей с нами молим Ти ся: милостиво воззри на ны, Мати Божия, и якоже ныне зрим Тя на иконе изображенную, тако сподоби нас узрети Тя в грозный час смертный от руки диаволи нас исхищающую и в Царствие Небесное приводящую державною десницею Твоею, да Тебе благодарственно воззовем:

Радуйся, Церкве небесныя и земныя украшение;

Радуйся, по Бозе наше первое прибежище и утешение.

Радуйся, девства честный покрове и ограждение;

Радуйся, во святом житии верных утверждение.

Радуйся, в Царствие Небесное любящим Тя ходатайствуеши вхождение;

Радуйся, от власти лютаго миродержца уповающих на Тя избавление.

Радуйся, на воздушных мытарствах, славящих Тя избавление.

Радуйся, нам райских врат отверзение.

Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, от ангел восхваляемая на небеси, от человек воспеваемая на земли! Призри на смиренное наше моление пред пречистым Твоим образом и вся полезная даруй рабом Твоим, да спасаемии Тобою, вопием Богу: Аллилуиа.

(Сие чтется трижды; тоже Икос 1 и Кондак 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитва ко Пресвятей Богородице

О Пресвятая Госпоже Дево Богородице, превысшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не предаст земли нашей на поругание варваров, да не погубит нас за беззакония наша, но явит человеколюбно нам милость Свою. Испроси нам, Владычице, у благости Его: телесное здравие и душевное спасение, мирное житие и земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле милостиво явила нам икону Свою "Порт-Артурскую", яко защитницу земли Дальнероссийския, но за неверие и неблагоговение к святыням церковным язычниками плененную, тако и ныне припадаем к вновь обретенному Твоему образу и приносим наше усердное молитвословие.

О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя руце Твоя, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси и умоли Его избавити нас от всякого зла. Яви, Владычице, милость Твою нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие земное совершити, христианскую кончину получити и Царствие Небесное наследити, Матерним Твоим ходатайством к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь Порт-Артурской иконе Пресвятой Богородицы, глас 4:

Днесь торжествует град Владивосток, /
и с ним сликовствуют вси пределы земли Дальнероссийския: /
сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, /
Порт-Артурскою нареченную, /
в благословение и знамение торжества /
христолюбивому воинству Дальней России дарованную, /
на ню же взирающие вси зовем: /
Русь Святая, храни веру православную, /
в ней же твое утверждение.