PDF Печать E-mail
Автор: adm   
29.11.2017 16:32


«Безскорбен будеши в самых великих скорбях…»

Краткое жизнеописание преподобного Иоанна, затворника Святогорского

Инокиня Татиана (Соколова)

Этот святой угодник Божий больше известен на юге России, а в центре, в Москве, к сожалению, не каждой православный человек слышал имя Иоанна Затворника. Удивительно и назидательно его житие, хотя на первый взгляд может показаться похожим на многие другие. Высоту подвига преподобного Иоанна, затворника Святогорского, можно сравнить с подвижниками древних лет и поставить в один ряд со святыми XIX века – преподобным Серафимом Саровским и Оптинскими старцами.

Заветная мечта

 

Иоанн родился в Курске в 1795-м году, в семье небогатых мещан Крюковых. С детских лет узнал он об отцах-пустынниках, и мысль о спасении своей души в монашестве составляла заветную мечту мальчика. В 9-летнем возрасте он просил родителей отдать его в обучение грамоте, но получил суровый отказ.

Родители отправили отрока учиться ремеслу – делать печные изразцы. На 7 лет Иван поступил в полное распоряжение хозяина-мастера, который имел грубый и раздражительный нрав. Он часто награждал своих учеников побоями, кроткому Ване доставалось больше всех. Выработанные изразцы сушились на печке, однажды один из них по недосмотру Ивана от печного жара растрескался и испортился.

Увидев это, хозяин сильно начал бранить мальчика и, бросив в него изразец острым углом, нанес ему сильный удар в бок против сердца. Кровь хлынула изо рта отрока, он повалился на пол. Мастер, испугавшись, вынес несчастного на снег, растирал, пока тот не пришел в сознание. Испорченный изразец стоил в то время всего 1 копейку.

Время обучения провел Иван в слезах, терпел и крепился духом, утешаясь надеждой на Бога и лучшие времена. Потом еще два года работал приказчиком у другого хозяина. Обедневшие родители видели в нем поддержку, ведь теперь он зарабатывал 200 рублей в год. Они предложили ему вступить в брак, что глубоко опечалило целомудренного юношу, но, как добрый и послушный сын, он покорился.

Время обучения провел Иван в слезах, терпел, утешаясь надеждой на Бога

Иван Крюков стал искусным мастером, выполнял самые сложные заказы по производству печей, а затем открыл собственную фабрику. Он отличался трезвой и благочестивой жизнью, любил посещать храм Божий и всегда помнил свое желание посвятить себя монашеству. Супруга его умерла, он остался бездетен, вскоре похоронил и престарелого отца, и тогда, наконец, решил, оставив старую мать на попечение одной из замужних сестер, уйти от мирской суеты.

Сила молитвы

 

Мать благословила его медным литым крестом, который он неизменно носил на груди на толстой железной цепи. Закончив дела и получив увольнительную бумагу, Иван навсегда оставил свой дом. «Светлым Христовым Воскресеньем казался мне этот день», – вспоминал он впоследствии.

В 38 лет с посохом странника пришел он в Глинскую пустынь. Богомольцы отговаривали Иоанна поступать в этот небогатый монастырь, но его больше пугало то, что придется покинуть обитель помимо своей воли. Игумен Филарет, увидев простосердечие послушника, поставил его в монастырскую гостиницу, а затем, согласно его ремеслу, отрядил ремонтировать печи. Кроме молитвы на длительных монастырских богослужениях, Иоанн усердно и неутомимо молился келейно; его искренность и глубокая детская вера были чужды сомнений и колебаний.

Однажды он увидел у святых ворот обители большое стечение народа: там бился в конвульсиях одержимый нечистым духом человек, не желая идти в церковь. Иоанн безбоязненно успокоил больного и, взяв благословение духовника, привел его в свою келию. Там положив страдальца на полу, со слезами и земными поклонами молился Богу о его исцелении. После полуночи Иоанн прилег возле больного; наутро тот проснулся совершенно здоровым. Господь хранил Иоанна от искушений гордости, это событие он принял как обыкновенное и продолжал свою всецело преданную Богу жизнь.

Исцелив больного, Иоанн не сказал ему своего имени, посоветовав благодарить Бога

Вскоре он был возведен в первую степень монашества – рясофор, после четырех лет пребывания в обители назначен в братскую трапезную. Будучи неграмотным, он по благословению начал учиться, быстро освоил Псалтирь, с помощью одного послушника научился писать. Как-то, исцелив больного дворянина, Иоанн даже не сказал ему своего имени, посоветовав благодарить Бога.

При постриге в мантию Иоанн получил имя Иоанникий. Пользуясь любовью и доверием игумена, он получил должность эконома. Так провел он в Глинской пустыни 11 лет, приобрел навык к трудам и подвигам, преуспел духовно. Но смиренная душа его жаждала большего.

Глинский казначей отец Арсений получил назначение в Святогорский монастырь Харьковской епархии, упраздненный в XVIII в. Игумен Филарет к тому времени скончался; несколько человек братии во главе с о. Арсением в апреле 1844 года переселились туда и принесли с собой строгий устав Глинской пустыни. Среди них был и о. Иоанникий.

Святые Горы

 

Свято-Успенская Святогорская обитель, расположенная в одной из красивейших местностей Украины, на берегу Северского Донца, у подножия меловой скалы, была основана в XIV в. выходцами из Киево-Печерской лавры. «Святые Горы» – называли в народе этот край.

Монах Иоанникий в должности эконома много потрудился для благоустройства монастыря, занимался строительством и отделкой храмов и корпусов, расчисткой пещер и подземных ходов.

Уже будучи иеромонахом, ревностный служитель Божий претерпел искушение от врага: одна из посетительниц обители возгорелась нечистой страстью к нему и, пользуясь простотой о. Иоанникия, заманила его в свой гостиничный номер, склоняя ко греху. Чтобы избежать падения, он выскочил из окна, находящегося довольно высоко от земли.

Меловая скала, на вершине которой располагался храм святителя Николая с чудотворной его иконой, вся была изрыта внутри пещерными коридорами. «Здесь так близко к небу, здесь так далеко от земли!» – говорил преосвященный Филарет Харьковский, гостивший в обители.

Иоанникию давно полюбилась одна меловая келия, сердце его радостно билось при мысли, что ему суждено будет в ней подвизаться. Больше всего желая уединения и безмолвия, он испросил позволения настоятеля обложить ее стены досками и начал проситься в затвор.

В меловую скалу

 

Отец Арсений мудро и рассудительно стал испытывать Иоанникия: опасаясь, что в нем возрастет высокоумие, велел своими руками очистить все отхожие места в монастыре. Иеромонаху естественно было возгнушаться подобным послушанием, но о. Иоанникий беспрекословно все исполнил.

Затем игумен осыпал его выговорами, наказаниями, приказал отобрать у него лучшую одежду и снабдить старой в заплатах, ставил на поклоны перед всей братией. Испытуемый остался тверд и непоколебим, не произнося ни слова ропота, все терпел и продолжал просьбы о затворе.

Настоятель благословил вначале затвориться в жилой келии, но там по ночам его охватывал ужас, мешавший молиться. Всей душой Иоанникий стремился в меловую скалу, где не чувствовал ни страха, ни уныния и никакого смущения. После нескольких суток полного затвора его нашли со светлым лицом, нисколько не ослабевшим духом и телом.

Келия была совершенно тесная и низкая, своды не выше человеческого роста, свет проникал через узкую скважину, пробуравленную в скале. Холодная и сырая, она напоминала собою ледник: возбуждала в теле лихорадочный озноб. Все убранство составлял деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику после бдения молитвенного.

Он носил тяжелые железные вериги и власяницу, угнетавшие тело тяжестью и остротой

Еще имелся небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок вместо стула. Кувшин для воды, гарнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада удовлетворяли все жизненные потребности затворника. Он носил тяжелые железные вериги и жесткую власяницу, угнетавшие тело тяжестью и остротой.

Сырость была такая, что одежда служила недолго, истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах затворника, уязвляли до крови тело и нарушали покой. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души.

Иисус да шествует с тобой

Молитвенное правило о. Иоанникия включало 700 поклонов земных, 100 поясных, молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник. Святых Христовых Тайн он приобщался в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где по вторникам служили Божественную литургию. Братия монастыря обвиняли затворника в гордости и глумились над ним, все ожидали, что его уединение добром не кончится. Но было заметно лишь значительное духовное преуспеяние.

Через полтора года иеромонах Иоанникий был пострижен в великую схиму и наименован Иоанном в честь Пророка и Предтечи Иоанна. Теперь он причащался каждую неделю, а раз в году, в среду Страстной седмицы, сходил со скалы и пребывал до середины Пасхальной седмицы в церкви и трапезе вместе с братией, после чего вновь возвращался в свою пещеру на целый год. После пяти лет затвора от постоянного холода у него начались судороги в ногах, тогда настоятель велел устроить в келии печь.

Каким страданиям и физическим, и духовным подвергался там подвижник, знает только Господь. Известен один случай по его собственному рассказу, когда после ночной молитвы он лег отдохнуть в свой гроб и вдруг услышал шум в коридоре.

Два незнакомца необычайного роста вошли в келию, с великой злобой смотрели на него и говорили друг другу: «Съедим этого старика, чтобы он не молился так постоянно». Ожидая смерти, он закрыл глаза и начал творить молитву Иисусову. Послышался дикий хохот, и привидения исчезли.

Так иеросхимонах Иоанн прожил 17 лет. Постепенно возросло к нему уважение братии, многие избрали его своим духовником. Случалось, после службы затворник благословлял толпящийся в церкви народ, кратко беседовал с посетителями.

Отец Иоанн приобрел много почитателей среди мирян, из его уст текли благодатные наставления. Когда ему принесли почитать только что изданную книжку «Плач инока» святителя Игнатия, очень умилялся и говорил, что он все так же чувствует, только выразить словами не может.

«Встал со одра, Иисуса призови; пошел в путь, Иисус да шествует с тобой; за послушание взялся, к Иисусу прислушивайся, что речет Он сердцу твоему. Хлеб ли жуешь, Иисусом услаждайся, воду ли пьешь, Иисусом паче прохлаждайся… Так день во благо с Иисусом проведешь, а в ночи, ничтоже бояся, с Иисусом побеседуй всласть, плоти не жалея, и покоя ей не давая, ибо покой её в могиле, а тут пусть трудится и царствие небесное душе зарабатывает, на то она нам и дана. Лег на одр, опять Иисуса вспомяни, и с Ним засни: благо тебе будет, и безскорбен будеши в самых великих скорбях», – советовал преподобный.

Бесстрашный воин духа

Под конец жизни в его поведении наблюдалось некоторое юродство. Так, однажды благотворительница обители Т.Б. Потемкина, благоговевшая к старцу, привела к нему для духовного совета своего брата-князя. Иеросхимонах вместо слова назидания стал усиленно просить их найти художника, чтобы написать его портрет.

Разумеется, они соблазнились, заподозрили тщеславие и разочаровались в его святости. Но святой, давно умерший для мира, затворивший свое сердце от всякого греха, именно и хотел унизить себя, чтобы избежать человеческой похвалы. За самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще жизни наделил его дарами непрестанной молитвы, рассуждения, прозорливости, чудотворений.

По старости лет за ним ухаживали келейники, отмечавшие великое терпение и смирение схимника. Как-то посетивший его инок заметил в келии тяжелый запах. Тогда старец признался, что вериги, которые он носил на теле, поломались и натерли ему спину. При осмотре обнаружилась глубокая язва, в ней роились черви. Вериги сняли для починки, рану омыли, после чего бесстрашный воин духа продолжал их носить.

От постоянного пребывания в темноте иеросхимонах Иоанн ослеп. Он уже не мог стоять на литургии и слушал службу, лежа в своем гробу. «Пещерною теснотою пространства Небесного достигнувый», он заранее был извещен о скором переходе в Вечные селения.

Сияние святости

 

Жизнеописатели преподобного отмечают, что подвиг послушания настоятелю свидетельствует об особом благородном духовном его устроении и составляет венец всех подвигов. За неделю до кончины, подчиняясь воле настоятеля, тяжелобольной старец покинул свой мирный и благодушный затвор и был перевезен на больничный монастырский хутор Ахтырской Божией Матери. Там иеросхимонах Иоанн мирно скончался вскоре после праздника Преображения Господня 11/24 августа 1867 г. и был похоронен у алтаря больничной церкви.

В 1995-м году, в в год 200-летия со дня рождения, состоялось прославление Иоанна, затворника Святогорского, для местного почитания в лике преподобных Украинской Православной Церковью, также преп. Иоанн включен в Собор Курских святых в 2003-м г. Обретена его глава, которая хранится в Успенском соборе Святогорской лавры, ныне в Донецкой области.

Каждый год память святого совершается во время попразднства Преображения Господа нашего Иисуса Христа. В подтверждение того, что человек, одержавший духовную победу над своей немощной плотью, достигает совершенства и лишь тогда может сподобиться созерцать Отчее сияние.

Инокиня Татиана (Соколова)

29 ноября 2017 г.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/108687.html